– В данном контексте подойдем к вопросу, вызывающем широкую дискуссию в современном обществе. Тематика последних террористических акций не сходит с повестки дня. Особенно, было опубликовано множество материалов по ситуации в Актобе. Ваша статья «События в Актобе доказали угрозу салафизма» также вызвала большой интерес у большинства читателей. В этой связи каково Ваше мнение относительно тех, кто считает, что причина Актюбинского теракта лежит в несоответствующем выполнении работы специалистами правовой и религиозной сферы?
– В истории не бывает безупречной деятельности. В каждой сфере в зависимости от сложности поставленных задач, имеются свои неизбежные трудности и постоянные препятствия. Это — закономерный процесс, неразрывно связанный с развитием самого государства.
Но, с тем, что причиной событий в Актобе является несоответствующее исполнение работы специалистами этой сферы, я категорически не согласна. Обычно к таким поверхностным взглядам склонны люди, не имеющие полных сведений об этой сфере. Справедливости ради хочу заметить, если говорить только о религиозной сфере, то по степени активности из всех 16 регионов страны деятельность актюбинских коллег была одной из передовых. В этом регионе налажена совместная работа Управления по делам религий при местном акимате, открытого по его инициативе реабилитационного центра «Ансар», местных правоохранительных органов и филиалов Духовного управления мусульман Казахстана. Стабильность религиозной ситуации в регионе за последние четыре года — это результат огромных усилий данных учреждений. Среди тех, кто впервые разработал методическое пособие по возвращению лиц, подвергшихся влиянию деструктивных и радикальных течений, применили его на практике и достигли при этом значительного результата, тоже следует отметить актюбинских специалистов.
– Возникает закономерный вопрос: «Почему тогда именно в этом регионе снова проявился терроризм?»
– Данный вопрос связан с ситуацией в регионе в целом. Наверняка, многие еще не успели забыть, что в 2011-2012 годы теракты чаще всего происходили именно в Актобе. Изначально религиозная ситуация не только в Актобе, но и в западном регионе в целом сформировалась как напряженная. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, западный регион Казахстана — пограничная с Россией территория, и именно близость границы по особенному влияет на религиозную ситуацию. В период 2000-2011 гг. отголосок от беспрерывных террористических актов, прошедших в Дагестане, в первую очередь достиг западного региона. Как известно, из числа казахстанцев, отправившихся в Дагестан для осуществления терактов, были уроженцы западного региона. То есть террористические события, произошедшие в соседнем государстве в определенной степени повлияли на сознание западников.
Во-вторых, промышленно-нефтяной западный регион является стратегически важным регионом в Казахстане. Очевидно, что внешние провокационные силы, преследующие геополитические интересы, большое внимание уделяют нарушению внутренней стабильности и укреплению своего влияния именно в этом регионе Казахстана. Поэтому в одно время в западном регионе в большом количестве сосредоточились и осуществляли активную деятельность представители нетрадиционных религиозных течений, заручившиеся поддержкой внешних заинтересованных сил. Несмотря на то, что проводились соответствующие информационно-разъяснительные работы, а также в необходимых случаях применялись оперативные меры по противодействию им, тем не менее как говорится «Не пойман — не вор», большое число таких «не пойманных» рассеялось среди народа. По истечению времени заново проявились отголоски этого процесса.
В-третьих, местному населению промышленного региона характерно свойство группирования и сплоченности, и это обуславливает необходимость в активном идеологическом ориентире. Представители нетрадиционных религиозных течений, использовав в своих целях эту необходимость, успели навязать агрессивную идеологию.
В-четвертых, как известно, религиозное рвение и отношение к религиозным ценностям в каждом регионе отличаются в соответствии с особенностями менталитета данного региона. Если в южном регионе республики наблюдается относительно активное, в центральном – умеренное, а в северном – относительно нейтральное отношение, то у представителей западного региона религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической стороной. Действия нетрадиционных течений в этом фоне подвтерждают, что ревностно защищающую религиозные ценности воинственность можно использовать и в ином русле.
На сегодняшний день ровно половина из 670 материалов экстремистского содержания. запрещенных по решению суда на территории Республики Казахстан, то есть 334 относится к салафитскому течению. из них 226 были запрещены по решению местных судов западного региона. Этот факт также является определенным показателем религиозной ситуации в западном регионе.
– Расскажите подробнее про последние положения. Кому принадлежат салафитские материалы, запрещенные по решению суда?
– Среди данных материалов множество трудов Ибн Таймии, Ибн Бааза, считающихся известными идеологами салафитского течения, современных лидеров, шейхов, выносящих фетвы, активных проповедников. Среди материалов встречаются не только объемные книги, но и интернет-материалы разного объема, в том числе тексты, аудио-видеозаписи, лекции, проповеди и призывы. Среди салафитских проповедников, чьи труды запрещены, к сожалению, есть и наши соотечественники, такие как Дильмурат Абу Мухаммад. Анализ и разъяснение этих материалов, раскрытие негативной сущности идеологии представляет большую значимость для современного казахстанского общества, в связи с чем сотрудники нашего Центра планируют выпустить отдельный аналитический материал в этом направлении.
– В дискуссиях в интернете относительно вопроса запрета салафизма встречаются такие высказывания, как «Нет оснований запретить течение, которое не сформировалось как организация». В данном контексте не могли бы Вы раскрыть эту тему: существует ли на практике процесс запрета этого течения?
– Еще как! В Таджикистане, Дагестане, Узбекистане, столкнувшихся ранее и в большей степени чем наше государство с угрозой, исходящей от нетрадиционных религиозных течений, были приняты законодательные документы, запрещающие деятельность течения салафия. В этих государствах понятия «салафизм» и «ваххабизм» употребляется как тождественные понятия. Следует отметить, что в России была запрещена в качестве террористической организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» с первичным названием «Салафистская группа проповеди и джихада». Россияне также запретили деятельность «Международной организации Нурджулар» несмотря на то, что она не имеет отношение к зарегистрированным на их территории религиозным объединениям и организациям, а также деятельность турецких лицеев с таким аргументом, что они «пропагандируют идеологию нурджулар». То есть оба примера служат доказательством запрета экстремистских организаций исключительно в идеологическом плане.
Многие страны поддерживают меры, запрещающие не только целую идеологию, но иотдельные идеи, наименования, символы. которые представляют угрозу безопасности государства.
Не будем далеко ходить, обратим внимание на законы Республики Казахстан «О противодействии экстремизму», «О противодействии терроризму», «О национальной безопасности». Как обозначено в статье 3-й Закона «О противодействии экстремизму», не допускается использование наименований организаций, признанных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, экстремистскими, в наименованиях создаваемых организаций. В статье 13-й этого же Закона при проведении мирных собраний, митингов и демонстраций не допускается использование экстремистской символики. К примеру, если вы по незнанию в благих целях использовали символику запрещенной экстремисткой организации в ходе общественных акций, к слову, черный флаг организации ДАИШ или его фотографию, то это будет квалифицироваться как использование экстремистской символики. Если обратить внимание на Закон «О противодействии терроризму», можно заметить, что в качестве основного понятия используется словосочетание «идеология насилия». Это понятие является основным мерилом, определяющим появление террористических действий, а также сопровождает весь текст закона.
Основную часть Закона «О национальной безопасности» составляют правила обеспечения информационной безопасности. в этом же тексте обозначены соответствующие с нимизапреты. А информационное пространство — идеологическая сфера. всем известно, что через информацию пропагандируется идея.
В этом законе утрата культурного и духовного наследия народа Республики Казахстан рассматривается в качестве одной из основных угроз национальной безопасности. А каким образом осуществляется утрата культурного и духовного наследия народа? Только через идею и идеологию, направленную на разрушение. Предупреждение этой угрозы означает предупреждение негативной идеологии .
Одним из заслонов, преграждающих распространение идеологии деструктивных течений в стране является – религиоведческая экспертиза. проводимая Комитетом по делам религий. В ходе экспертизы в первую очередь под объект исследования подпадает идея. То есть все вопросы экспертизы, такие как «Содержатся ли в материале признаки политического, религиозного или национального экстремизма?», «Содержатся ли в материале признаки посягательства на права, свободы и законные интересы человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии?», «Содержатся ли в материалах признаки побуждения граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий?», «Имеются ли в материалах идеи, способствующие отказу от получения светского образования, профессии, оплачиваемого труда и оказания медицинской помощи, призывы к разрушению семьи по религиозным мотивам?» Одним словом, все в первую очередь ориентировано на выявление идеи. То-есть, посредством анализа идеиобъект религиоведческой экспертизы получает положительное или отрицательное заключение. В соответствии с ним выносится решение по вопросу распространения или нераспространения данного объекта на территории страны.
В завершении хочется отметить следующее: известно, что по решению Сарыаркинского суда города Астаны от 18 августа 2014 года «Ат-такфир уаль-хиджра» была признана экстремистской организацией и ее деятельность запрещена на территории Казахстана. Такфиризм, имеющее единую идеологическую основу с салафизмом, является одним из его течений. Поэтому можно сказать, что процесс запрета такфиризма служит началом прекращения деятельности салафитских течений. Следующим этапом является, как говорилось выше, запрет на салафитскую литературу. Если запретить идеологию и деятельность этого течения, то данный процесс полностью завершится.
– Последний и традиционный вопрос: Как Вы оцениваете современную религиозную ситуацию с учетом последних событий?
– Погода какой-либо страны не определяется на момент бури. Только с учетом всей имеющейся погоды – бури, ливни, ясные дни, можно определить к какому климатическому поясу относится страна. Возможно, некоторые личности воздерживаются дать оценку религиозной ситуации после прошедших буквально недавно террористических событий в стране и их последствий. Особенно в период желтого уровня террористической угрозы является обыденным явлением тот факт, что уровень оценки может быть неустойчивым.
При этом, какими бы пагубными и трагическими те события ни были, нельзя говорить о том, что отдельные события могут повлиять на ситуацию в целом до неузнаваемости. К сожалению, от угрозы терроризма, переросшего в проблему глобального уровня, ни одна страна, в том числе и Казахстан, не может быть полностью защищена.
Признавая достижения и не скрывая имеющиеся угрозы, следует оценивать современную религиозную ситуацию в стране как относительно стабильную.
какое воздействие на климат оказывают океаны